Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в
больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть
постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим,
что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65%
– учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресение. Если
прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут
длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со
взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную
информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации
следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей,
особенности поведения самих ребят и их родителей.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже
начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте,
значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно
определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза,
бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание
ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей
неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы,
происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время
переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду
отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены
неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например,
прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или
играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также
демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в
драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно
насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или
внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне
проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные
отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с
одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески
отклонять предложение сходить в гости.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие
проявления, как а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении
ласкать самого себя; б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший,
что он умеет делать, или же наоборот в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что
он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда
самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество. Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных
представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают
следующие признаки:
противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка,
обвинение в случившемся самого пострадавшего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее
обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или
преуменьшить;
эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и
жестов;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в
детстве;
негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за
собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств
или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном
контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов,
предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы
жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить
достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его
братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими
родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего,
знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные
данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе
специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или
работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая
выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые
педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или опровержению
факта насилия.
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то
главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать
выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими
словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в
распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он
поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием
проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом
или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика
свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой
неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее
невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он
имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой
класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др.
Итак, условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам,
пострадавшим от насилия, являются:
Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь,
личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
Доверие к детям и подросткам.
При необходимость анонимность или конфиденциальность полученной
информации.
Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению
находящихся в социально опасном положении детей является "Инструкции о порядке
выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите"
(утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом
нормативном акте последовательность действий работников сферы образования
определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же
появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог
(классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои
наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае
возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо
срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику,
больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того,
согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен
сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам
несовершеннолетних местных органов власти.
Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации
учреждения образования его работники с участием инспектора по делам
несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации,
обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании
полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении
образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения
образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог
социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в)
инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется
индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный
план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по
форме, приведенной в приложении 2 "Инструкции…" и утверждается комиссией по делам
несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 "Инструкции…", возможно
также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении
3.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над
несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных
поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут
предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической,
психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку,
так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц,
осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные
усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов,
родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:
привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
лишения прав на ребенка;
помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.
Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во
многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого
обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.
Однако, как упоминалось выше, тяжелее, чем жестокость родителей, дети
переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны педагогов (учителей,
воспитателей) в школе. При выявлении подобных фактов и для предотвращения
необратимых последствий социальный педагог должен проводить определенную работу
со всеми субъектами процесса: с родителями, с учащимися – жертвами насилия, и с
педагогами, которые к этому причастны.
Так, родителям следует пояснить, что им следует с пониманием отнестись к сыну
или дочери при обнаружении у них явного нежелания идти в школу, сопровождаемого
страхом и даже ужасом перед этим учебным заведением. В противном случае у ребенка
возникнет чувство беспомощности, незащищенности и отторжения. Очень важно не
терять с детьми психологического контакта, не оставлять маленького человека один на
один с “взрослыми” школьными проблемами. Ребенку следует постоянно давать понять,
что есть место – семья, дом – где его любят, всегда примут и поймут. И что школа, в том
числе работающие там люди, не идеальны и тоже могут совершать ошибки. Вместе с тем
оставлять без последствий подобные действия педагогов (равно как и давление со
стороны одноклассников) нельзя. Выше говорилось о юридической ответственности
персонала учебно-воспитательных учреждений за жестокое обращение с детьми. Однако
прежде чем обращаться к представителям органов власти, родителям необходимо
прояснить ситуацию в беседе с тем же самым социальным педагогом, классным
руководителем, другими учителями, друзьями школьника и администрацией школы.
Постоянный контакт законных представителей учеников с социальным педагогом как
ответственным за защиту прав ребенка, со всем педагогическим коллективом, налаженное
взаимопонимание, как правило, исключает любые формы давления на ребенка. И это
социальный педагог должен обязательно довести до сведения родителей.
Однако бывает и так, что факт жестокости по отношению к ученику подтвержден, а
усилия родителей и социального педагога пропадают даром, учитель упорствует в своем
заблуждении и настаивает на собственном праве обращаться с ребенком так, как считает
нужным вплоть до применения эмоционального давления (не говоря уже о
рукоприкладстве). В этом случае законным представителям при поддержке социального
педагога необходимо обращаться в администрацию учебного заведения, затем в органы
(отделы, управления) образования. Что же касается жертвы насилия и его окружения, то для пресечения жестокого
обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными
структурами, а также официальными и неофициальными лицами. В их число входят
представители ИДН, КДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции,
члены неправительственных организаций и др. Прежде всего социальному педагогу
необходимо совместно с участковым или инспектором ИДН обследовать жилищно-
бытовые и материальные условия проживания семей подведомственного региона, чтобы
выявить те, в которых детям не обеспечены необходимые условия воспитания. Если же
получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной
информации следует направлять запрос в ИДН, отдел профилактической работы ОВД о
наличии в банке данных на этих лиц за возможные нарушения (привлечение к
административной ответственности, наличие судимости и т.д.).
Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности
несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных
рейдов "Семья", "Подросток" и др. В соответствии с Законом РБ "О милиции" рейды
осуществляются сотрудниками органов внутренних дел, а социальный педагог может
принимать участие в этих мероприятиях, что позволит ему обладать более полной
информацией о ситуации для использования сведений в целях защиты и помощи
несовершеннолетним.
Не менее важно социальному педагогу сотрудничать с представителями силовых
структур при сборе фактов, свидетельствующих о необходимости изъятия
несовершеннолетнего из семьи. Сотрудники названных служб могут оказать большую
помощь при оформлении пакета документов с целью лишения законных представителей
родительских прав и последующего закрепления статуса ребенка (получения паспорта,
справки о смерти кого-либо из родителей и пр.).
Кроме того, поскольку на заседаниях КДН рассматриваются факты уклонения
граждан от выполнения родительских обязанностей, совершения ими противоправных
действий в отношении ребенка, то социальному педагогу важно участвовать в подобных
заседаниях, чтобы иметь возможность дать соответствующие рекомендации и
заключения. Для совершенствования деятельности по профилактике насилия и
реабилитации жертв педагогу следует предоставлять в КДН материалы, отражающие
положительный опыт работы. А работники Комиссии, в свою очередь, должны обобщать
и распространять полученные сведения среди других социально-педагогических служб
республики, как это и заложено в Положении о КДН. К сожалению, подобные формы
работы еще не получили должного распространения, хотя они способные принести
большую пользу.
Наконец, взаимодействуя с сотрудниками КДН, ИДН, иными представителями
органов внутренних дел социальным педагогам следует чаще приглашать работников
силовых структур для проведения профилактических бесед с педагогами, законными
представителями учеников и самими несовершеннолетними.
Что же касается негосударственных объединений, то их помощь особенно
результативна при организации реабилитации как детей – жертв насилия, так и их
законных представителей. В обществе анонимных алкоголиков или в организациях
"Матери против наркотиков", "Дети - не для насилия" родители вместе с детьми смогут
поучаствовать в специальных тренингах, направленных на отказ от немедицинского
употребления психотропных веществ, приобретение навыков безопасного поведения.
Оказание адресной материальной и иного вида гуманитарной помощи находится в ведении Красного Креста, Ассоциации многодетных родителей (если в семье более 3-х
детей), религиозных конфессий и др.
Помимо помощи пострадавшим от насилия в настоящее время большое значение
придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной
системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная
профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие
стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер,
направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития
личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание
помощи семьям группы риска, профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из
ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное
сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об
общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях
проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий
деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков
безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных
действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним,
не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д.
Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных
воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных
телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним,
находящимся в социально опасном положении.
На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению
асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до
привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение
несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем
следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного
досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это
приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах
(дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической
помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических
расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации.
Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф
о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на
половую неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает
юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в
центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку. В этих учреждениях, кроме
юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог,
психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.
Медико-психолого-педагогическую помощь можно получить также по "телефонам
доверия", в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах
социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских
поликлиниках и больницах. Зачастую пострадавшему ребенку требуется не только
социально-педагогическое сопровождение, но материальная поддержка, так как возникает
целый комплекс социальных проблем. В этом случае профессиональную поддержку детям оказывают специалисты секторов по охране детства при исполкомах, сельских и
поселковых советах.
Участие работников местных органов власти просто необходимо в тех случаях,
когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность
приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья
внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в
учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что
способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма,
наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому
ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на
ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и
жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.
Итак, установление фактов насилия и определение их причин – лишь первый шаг,
направленный на их преодоление. Важен комплексный подход к изучению явления,
системный анализ особенностей детского развития в ситуации усложнения отношений с
родителями, педагогами иными лицами, ориентация на диагностику, а также оказание
разносторонней квалифицированной помощи всем участникам данного процесса. В целом
результатом систематической профилактической работы является формирование
безопасной среды, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих
насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода.
Выводы
В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение с детьми
родителей и иных взрослых, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или
физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуацию усугубляет то,
что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется
функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации,
молодежных и детских общественных объединений, вся социокультурная жизнь
подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества
жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную
строгость. А с другой – последовавшее за распадом Советского Союза социальное
расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или
иной мере отразилось на жизни всех слоев. Значительная часть старшего поколения не
сумела приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, а
молодежь была дезориентирована разрушением сложившихся нравственно-этических
норм и традиций. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность
населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между
супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что
особенно сказалось на подрастающем поколении.
Отличительной чертой насилия в отношении несовершеннолетних является его
стремление к эскалации при отсутствии реакции и противодействия. Поэтому защита
детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является
чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит
междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны
вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства,
представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и
психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам
жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых:
ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм
в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых
методических и системных подходов в организации профилактической работы;
игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим
поколением и семьей;
отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и
реабилитации жертв, что усугубляется правовой грамотностью и недоверием населения к
правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими
обращаться за квалифицированной юридической помощью;
несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских
работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов
насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании
виновного и реабилитации пострадавшего;
отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной
реабилитационной системы, приводящее к тому, что многие реабилитационные
учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из
нормальной жизни и др.
Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из
неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых лично мало кто
заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями
родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную
жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.
Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной
работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям.
Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или
устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих
отпрысков, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к
названной деятельности.
Подчеркнем, что зачастую распространению насилия над детьми в наших странах
особенно способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам
так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях
жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия
препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы", а также закрепленные в
законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни.
Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в
которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей
правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь
пострадавшим.
Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей, на наш взгляд,
способны следующие меры: обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание
психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать
взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя
коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей,
моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения
возникающих проблем;
систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия
над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов
воспитания;
разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и
интересов ребенка по личному обращению;
повсеместное открытие "горячих линий" для оперативного оказания помощи детям
– жертвам насилия, в том числе при их личном обращении;
создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования,
органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям,
страдающим от семейного насилия;
усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
общеобразовательных учреждениях;
формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством
стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и
личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам,
испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по
отношению к учащимся;
информирование представителей педагогических коллективов о сущности и
последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний
родителям;
активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий,
психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности
школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против
личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения
латентного домашнего насилия;
обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от
агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками
и в будущей собственной семье.
Итак, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности
психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого,
доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать
сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в
условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив
экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в
детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в
целом. Поэтому остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость
по отношению к беззащитным детям.
Список рекомендуемой литературы:
Законодательные акты и иные нормативные документы
Конвенция ООН о правах ребенка // Права человека: Сборник международно-
правовых документов / Сост. В.В.Щербов. Мн.: Белфранс, 1999. 1146 с.
Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2003 г. № 64. рег. № 2/949.
Закон Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь “О правах ребенка” // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2000 г. N 103. рег. № 2/215.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Текст
Кодекса по состоянию на 15.04.2005 г. Мн.: Амалфея, 2005. 272 с.
Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье / Т.А.Белова,
Ж.В.Захарова, В.В.Левый и др.; Под ред. В.Г.Тихини, В.Г.Голованова. Мн.: УП "Светоч",
2000. 304 с.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении
Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в
государственной защите" // Национальный реестр правовых знаний. 2004 г. №156. рег. №
8/11511.
Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 28.06.2002 г. №3 "О судебной
практике по делам несовершеннолетних" // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 25.07.2002. №83. рег. №6/331.
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 августа
2003 г. № 38 "Об утверждении инструкции о порядке выявления, учѐта, обследования и
лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические
средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества, и положения о
подростковом наркологическом кабинете" // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 25.08.2003, n 94, рег. n 8/9907.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. №1676
"Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь"
// Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений
Правительства Республики Беларусь. 1999. №30. ст.895.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. №
1533 "Об утверждении положения о порядке привлечения педагога (психолога) для
участия в уголовном процессе" (2001 г.) (Документ официально не опубликован). Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении
Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
24.12.2003. № 142, рег. № 5/13515.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от декабря 2003 г. № 1604
"Об утверждении Примерного устава специализированного учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации" //
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003 г. № 141, 5/1350.
Приказ Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении
Положения о социально-педагогическом учреждении" // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2004 г., № 56, рег. № 8/10750 от 29.03.2004 г.
Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка.
Н.А.Бабий, А.В.Барков и др.; Под общ. ред. А.В.Баркова. Мн.: Тесей, 2003. 1200 с.