Инструкции для ведущего
Ведущий должен написать континуум на крупноформатном листе бумаги и поместить его на видном месте. Ведущий должен использовать данный континуум для иллюстрации вопросов и дилемм согласно инструкции к данному разделу. Во время семинара ведущий должен ссылаться на ответы участников на вопрос «Система защиты детства не должна заниматься семьей, которая…», когда это необходимо.
Континуум жестокого обращения и воспитания «Состояние ребенка»
Смертельный исход ----- Жестокое обращение с ребенком ----- Удовлетворение основных жизненных потребностей ребенка ----- Ребенок имеет все необходимое
Содержание обсуждения
1. Ведущий должен обсудить еще одну дилемму в системе защиты детства: как решить, что является жестоким обращением. Государство вмешивается в случае жестокого обращения, но не в методы воспитания, которые могут быть далеки от идеальных, но не пересекают границы жестокого обращения.
2. Ведущий должен объяснить, необходимость континуума для данной дискуссии. (Ведущий может также использовать данный континуум чтобы вернуться к более раннему моменту семинара – что каждую семью и ситуацию каждого ребенка необходимо оценивать индивидуально, чтобы понять, что же в действительности происходит, и что необходимо предпринять специалисту для конкретной семьи). Ведущий должен представить Континуум жестокого обращения и воспитания «Состояние ребенка» (см. выше).
3. Относительно просто узнать, необходимо ли вмешиваться в случаи, находящиеся на краях континуума. Жестокие избиения, пытки, изнасилования и полное неудовлетворение жизненных потребностей являются безусловными случаями жестокого обращения с ребенком, ведущими к причинению серьезного вреда. Специалист знает, что необходимо вмешательство. Также относительно просто не вмешиваться в тех случаях, когда ребенку не оказывается оптимальная забота, однако наверняка нет показателей насилия. Ребенок слишком много питается неполноценной пищей, родители не помогают ему с выполнением домашнего задания, конфликт отцов и детей (не переходящий грань насилия) или употребление ругательств в присутствии детей не являются примерами хорошего обращения с ними, однако наверняка не являются и примерами жестокого обращения. Однако существует большое количество других, более серьезных ситуаций, когда случаи оказываются где-то посередине между «удовлетворением основных потребностей ребенка» и «дурным обращением». Часто трудно определить, необходимо ли организации системы защиты детства заниматься данной семьей.
Инструкции для ведущего (Дилеммы по делу)
Перед занятиями ведущий должен приготовить пять континуумов «Состояние ребенка» по одному для каждой из малых групп. Также ведущий должен написать каждый пример на бумаге разного цвета. Готовые примеры можно заламинировать.
Следующее упражнение поможет участникам понять дилеммы, возникающие при определении того, какими делами должен заниматься отдел социальной помощи, СПЦ , а какие надо передавать в местные организации, (УО, ТЦСОН и др.)
Объясняя задание для обсуждения в малых группах, ведущий должен ссылаться на континуум «Состояние ребенка».
Ведущий должен раздать каждой малой группе по карточке с примером. Участники должны обсудить следующие вопросы и придти по каждому из них к консенсусу:
В каком месте континуума «Состояние ребенка» находится данный случай?
Вы откроете дело по данной ситуации или передадите ее в другую организацию?
Какие еще местные организации должны в этом участвовать (если это необходимо)?
Каждая группа должна приклеить все пять случаев в соответствующее место континуума и повесить континуум на стену. Цвета уже на расстоянии должны указывать на совпадения и различия работы групп. После того, как группы представят свои континуумы, ведущий должен задать всем участникам следующие вопросы:
Какие совпадения и различия вы видите в том, каким образом группы расположили случаи?
Трудно ли было придти к согласию и почему?
Ведущий должен поощрять группу к защите их решения по тому, как они разместили свои случаи, и обсудить информацию, содержащуюся в подразделе «Содержание обсуждения» после каждого сценария.
Содержание обсуждения
К этому упражнению нет конкретных ответов. Его целью является стимулировать дискуссию о континууме случаев защиты детей, различных документов организации и реакций на местном уровне, которые влияют на то, каким образом необходимо работать с семьей и, какова должна быть в этом роль специалиста. Во время обсуждения ведущий должен следить, чтобы были обсуждены следующие пункты:
1. Решение о том, открывать ли дело, которое касается семьи, где дети, возможно, испытывают большие проблемы, которые, однако, не пересекают границы жестокого обращения, зависит от организации. Каждая организация имеет свои формальные и неформальные требования по открытию или не открытию подобных дел. Эти решения некоторым образом зависят от четких или косвенных соглашений, которые организации имеют со своими местными партнерами и от того, располагают ли организации финансовыми и людскими ресурсами на ведение такого типа дел. Некоторые организации хотели бы оказывать профилактические услуги подобного типа, однако не обладают необходимыми для этого ресурсами.
Некоторые организации придерживаются строгих критериев по открытию дела. Если оно не подпадает под категорию жестокого обращения, то оно не открывается. Другие организации откроют дело, которое не является делом о жестоком обращении с целью это обращение предотвратить. Дело также может быть открыто, чтобы помочь семье избежать некоторых серьезных проблем в будущем. Тогда к оказанию услуг семье привлекаются другие организации. Часто организации принимают решение заняться подобным делом, потому что не имеется других организаций, способных оказать подобные услуги и, потому что со стороны сообщества существует потребность в оказании услуг таким семьям.
2. Процедуры оценки безопасности и риска помогают установить, имеется ли возможность жестокого обращения в будущем, и отвечает ли дело требованиям о жестоком обращении с ребенком.
3. При принятии решения, необходимо ли открывать подобное дело, специалисты должны консультироваться со своими начальниками.
4. Ведущий должен также поощрить обсуждение роли специалиста. В каждом случае роль специалиста будет зависеть от того, в какое место континуума группа поместила случай, и может варьироваться от активного оказания услуг семье до наблюдения за предоставлением услуг по защите ребенка и социальному обеспечению или наблюдения за предоставлением оговоренных услуг другими организациями. Роль специалиста будет рассматриваться более подробно на семинаре «Планирование в семейно-ориентированной социальной работе».
5. Роль специалиста также будет меняться с развитием каждого отдельного случая. Роль специалиста может перерасти из «делать для» (т.е. непосредственно помогать семье во многих разнообразных делах и в решении проблем) до «делать вместе» (т.е. в партнерстве с семьей решать проблемы, получать услуги, и т.д.), и до «моральной поддержки» (поддержки самостоятельности семьи в получении услуг и улучшении семейной жизни). Ведущий должен вернуться к обсуждению ценностей: Если специалист всегда рядом, когда семья нуждается в его помощи, и часто выполняет задачи за семью, то семья никогда не будет мотивирована к тому, чтобы научиться делать все самостоятельно. Это особенно важно для Случая № 3, где родитель, страдающий от глубокой депрессии, не может «ничего делать самостоятельно».
Случай l
18-летняя Лариса – мать двоих маленьких детей, одному из которых два года, а второму четыре месяца. В социальную службу обратилась ее мать Ольга Дмитриевна. Ольга Дмитриевна заявила, что ее дочь «никогда не занималась достаточно хорошо детьми, не обеспечивает им детям нормальную жизнь» и «надолго оставляла детей под опекой незнакомых людей». Ольга Дмитриевна хочет получить право опеки над внуками. Лариса не окончила школу и содержит детей на пособие. У нее есть квартира, но мать заявляет, что ее там «никогда нет», потому что она «постоянно живет то у подруг, то с мужчинами». Ольга Дмитриевна заявляет также, что дочь часто оставляет детей под ее опекой на несколько дней и дети считают еѐ своей матерью. Специалист социальной службы установил, что Лариса действительно оставляет детей на одну-две недели подряд с матерью или другими людьми. У детей обнаружено отставание в развитии и их трудно успокоить.
Заметки для ведущего
Участники могут посчитать данный случай случаем об опеке и посоветуют Ольге Дмитриевне добиваться опеки через суд. Некоторые могут посчитать, что эта нестабильная ситуация нанесла детям вред с точки зрения эмоций и их развития и требует вмешательства со стороны социальной службы. Если организация откроет это дело, то специалист поможет решить конфликт между Ларисой и Ольгой Дмитриевной в вопросе опеки над детьми и поможет Ларисе в постоянном воспитании детей.
Случай 2
Фроловы были направлены в социальную службу школьными специалистами по причине подозрения физического насилия в отношении их 12-летней дочери Кати. Катя пришла в школу с синяком под глазом, также синяки были у нее на голове и лице. Когда Катю спросили об этом, она сказала, что отец с матерью много ругались, и что вчера вечером она попыталась удержать отца от того, чтобы «он не убил маму», оттягивая его от матери. Она сказала, что «попала под руку» и «получила пару оплеух». Катя боялась и попросила специалистов школы не говорить родителям, что она им все рассказала, потому что боялась за маму. Она согласилась поговорить с детским психологом в надежде, что кто-то поможет маме «попасть» в безопасное место. Во время расследования специалист установил, что подобные ситуации имели место несколько раз за последние несколько недель. Кроме того, отец неоднократно бил дочь, когда злился. Мать Кати не в состоянии защитить дочь от насилия со стороны отца.
Заметки для ведущего
Это явный случай жестокого обращения с ребенком. Для обеспечения безопасности девочки может потребоваться разместить ее вне семьи. Это может быть размещение к родственникам или же в приемную семью. Роль специалиста будет заключаться в обеспечении психологической поддержки Кати и ее матери по вопросам домашнего насилия и обеспечение безопасности Кати. Специалист может также связаться с местной организацией по вопросам домашнего насилия, чтобы получить консультацию по этому вопросу и предложить помощь матери Кати, если она этого захочет.
Случай 3:
Борис Орлов – 34-летний отец четырех детей. Его жена Мария два года тому назад погибла в автомобильной аварии. С того времени он пытается сохранить семью. Он работает на двух работах, а двое старших детей, 17 и 15 лет присматривают за 11 и восьмилетним ребенком. Недавно он начал беспокоиться о сыне (15 лет), который начал «курить травку», а 17-летняя дочь обычно приходит домой после установленного времени и водится с «плохой компанией». Похоже, у него глубокая депрессия и он находится на грани срыва. Он позвонил в организацию и попросил помочь со старшими детьми.
Заметки для ведущийа
В данном примере рассматривается вопрос того, должна ли организация браться за случаи, где подростки демонстрируют ненадлежащее поведение (ведущее к конфликту отцов и детей). Некоторые организации могут заниматься такими случаями, потому что этого от них ожидает местное сообщество и у них имеются для этого средства; другие же за такие дела не берутся, если только дело не было направлено к ним через суд. Если организация открывает такое дело, то специалист наверняка направит отца к психотерапевту, чтобы лечить его депрессию, а также пригласит психотерапевта, чтобы помочь дочери и сыну. Специалисту понадобиться дополнительная работа, чтобы убрать препятствия на пути к обращению к психотерапевту, а также понадобится сотрудничество с теми, кто оказывает соответствующие услуги, чтобы установить цели лечения и отслеживать его течение. Организация может также помочь семье найти дополнительные способы присмотра за младшими детьми, чтобы немного освободить старших детей от этой обязанности.
Случай 4:
Ирина – 40-летняя мать двоих детей: 11-летней Полины и семилетней Аллы. Она была направлена в организацию по подозрению в насилии над семилетней девочкой. Оба ребенка родились, когда у Ирины была длительная связь, которая уже закончилась. Ее сожитель детей не хотел, но «привязался к Полине». Он ушел после рождения Аллы. Об Алле сообщили родители ее лучшей подружки, заметившие, что у девочки иногда появляются синяки по всему телу. Алла отказалась говорить об этом. Ирина считает, что Алла «очень похожа на своего отца» - яростная, настойчивая, упрямая и неблагодарная. Как и он «девочка не ценит того, что я для нее сделала. Она эгоистка и думает только о себе». Расследование показало на большую вероятность насилия, однако для передачи дела в суд не было достаточно доказательств. Соседи говорят, что на голове, лице и животе не было синяков, к тому же они никогда не видели ничего, что требовало бы медицинской помощи.
Заметки для ведущего
Похоже, что в этой семье могут быть значительные трудности, а в будущем возможно жестокое обращение с детьми. Однако, не имея «доказательств» жестокого обращения, организация не сможет привлечь к защите этого ребенка комиссию по делам несовершеннолетних либо направить дело в суд. Поэтому дело может быть открыто лишь на добровольной основе. Если дело будет открыто, специалисту необходимо будет привлечь службы для дальнейшей оценки факторов, вызывающих стресс в семье и соответствующую психологическую помощь для членов семьи. Кроме того, добровольное участие в открытом деле может со временем привести к раскрытию факта жестокого обращения.
Некоторые организации могут решать не открывать такие дела и направят семью к другим местным организациям.
Случай 5:
Анна – 34-летняя мать троих детей. В 17-летнем возрасте она сбежала со своим возлюбленным. Через пять месяцев она родила своего первого ребенка. Муж по отношению к ее семье проявлял грубость и неуважение. Анна приняла сторону мужа, что отдалило ее от семьи. Через несколько лет ее муж тяжело заболел и умер. Анна пыталась самостоятельно содержать семью на выплаты и пособия. У нее постоянно не хватает денег, ей трудно сводить концы с концами. Недавно ее выселили из небогатой съемной квартирки за неуплату квартплаты, и она с детьми (14, 12 и 9 лет) некоторое время проживает у друзей. Недавно ее 14-летнего сына арестовали за угон автомобиля и хранение наркотиков. Когда ее спросили, может ли ей помочь ее семья, Анна ответила, что ей стыдно обращаться к ним за помощью.
Заметки для ведущего:
В данном случае присутствуют многочисленные вопросы, связанные с расширенной семьей. В этом случае также возникает вопрос о том, является ли экономическая потребность сама по себе основанием для открытия дела по защите ребенка. Хотя бедность не является достаточным основанием для открытия дела по защите ребенка, некоторые организации могут открыть такое дело для помощи родителям справиться с 14-летним мальчиком и помочь семье получить необходимые ресурсы. Роль специалиста будет включать связь с конкретными услугами и ресурсами для того, чтобы прекратить противоправное поведение 14-летнего сына.
Резюме
Как показывают вышеприведенные случаи, иногда тяжело определить, существует ли необходимость открытия дела по социальным показателям. Часто трудность состоит в одной из следующих ситуаций. Ведущий должен использовать примеры из раздела «Дилемма дела» или иные примеры для иллюстрации следующего:
Некоторые методы воспитания могут причинить ребенку вред с течением времени, но не причинить вреда в краткосрочный период. Например, если ребенку не сделать необходимых прививок, в будущем это может привести к проблемам.
Некоторые методы воспитания могут причинить минимальный вред. Но каким должен быть причиненный вред, чтобы вмешательство социальных служб было оправдано?
Некоторые методы воспитания могут становиться все более жестокими с течением времени.
Некоторые методы воспитания могут оказаться «подготовкой» ребенка к дальнейшему сексуальному насилию.
Некоторые методы воспитания могут быть вызваны скорее возникшей ситуацией, а не пренебрежением потребностями ребенка, например, опасность проживания в многоквартирном доме, который долгое время не ремонтировался.
Некоторые методы воспитания, которые кажутся специалисту насильственными, вполне в порядке вещей с точки зрения определенной культуры.