Нарушение осанки у школьников
Родителям очень часто хочется вырастить вундеркинда. И они, начиная с детского садика, записывают свое чадо в кружки рисования, пения, английского. И получается, что большую часть времени ребенок проводит сидя, поэтому нарушение осанки у школьников – явление распространенное.
Растущему организму жизненно необходимы прогулки, игры на свежем воздухе, занятия спортом. Так же, ребёнку школьного возраста, необходимо придерживаться определённого режима дня, правильного полноценного питания, а физические нагрузки должны соответствовать возрасту.
Задача родителей не только интеллектуально развивать ребенка, но и постоянно думать о его здоровье.
Когда ребенок длительное время сидит, смещается вперед природный центр тяжести, увлекая за собой поддерживающий кровяной и лимфатический поток. А вот сила тяжести гонит их далее – в область таза, потом – к ногам. В сидячем положении и плечи идут вперед, сдавливая диафрагму. Нарушается нормальное дыхание – оно становится поверхностным, кровяной поток замедляется, создавая застой. Такой застой жидкости в организме сказывается на повышении давления, появлении отеков, нарушении функции работы всех внутренних органов.
Позвоночник является основой скелета. Он имеет 4 изгиба – два вперед (лордозы) и два назад (кифозы), которые как пружина, позволяют человеку держать равновесие. Состоит позвоночник из позвонков, между которыми находятся рессоры-хрящи с полужидкой сердцевиной именуемые межпозвоночными дисками. Они смягчают удары и служат шарнирами, позволяющими легко двигаться в разные стороны позвоночнику. Связываются между собой позвонки суставами, связками, и поддерживаются большим количеством разнообразных мышц – от самых маленьких, связывающих позвонки, до самых крупных-верхних.
Поверхностный слой мышц отдыхает, расслаблен, когда ребенок находится в сидячем положении. А вот маленькие мышцы находятся все время в напряжении. Это напряжение перерастает в спазмы, которые выражаются болевыми симптомами. Такое состояние мышц не позволяет всем группам мышц правильно функционировать и развиваться. Возникают проблемы с позвоночником, портится осанка.
В большей степени самочувствие любого человека зависит от состояния позвоночника и межпозвоночных дисков.
Через главный канал позвоночника проходит спинной мозг, от которого отходят нервы к коже, мышцам и сосудам. Именно нервная система отвечает за единство работы всех внутренних органов и частей тела.
При длительном нахождении в сидячем положении, возникают нарушения положения позвонков и межпозвоночных дисков, происходит защемление межпозвоночных нервов, кровеносных сосудов. Воспаляются корешки соответствующих нервов, возникает их ущемление. Начинаются сильные боли и различные заболевания: от головной боли до паралича. Изменяется осанка.
Визуальные изменения в расположении лопаток, костей таза и нижних конечностей зависят от того в каком отделе позвоночника произошли изменения и на сколько они деформировали позвоночник.
- При правильной осанке позвоночник имеет природные, естественные равномерно выраженные изгибы. Шейный и поясничный изгибы примерно одинаковые. Голова поднята, корпус ребенка прямой, плечи выпрямлены, на одном уровне, живот подобран, ноги прямые.
- При сутулой осанке увеличен в глубину шейный и уменьшен в глубину поясничный изгиб, голова наклоняется вперед, плечи опущены
- При кругло-вогнутой спине увеличен грудной кифоз с поясничным лордозом. При такой осанке характерна круглая спина и торчащий живот.
- При круглой спине усилены оба изгиба (кифозная осанка). При этом голова выдвигается вперед и вниз, плечи опущены, живот выпячен.
- При плоской спине (выпрямленной осанке) уменьшен физиологический лордоз и кифоз позвоночника с изменением угла наклона таза. Такому нарушению позвоночника часто сопутствует боковой сколиоз.
Нарушение осанки – лечение
После тщательного обследования у врача, с учетом рентгенологических данных, лечение нарушения осанки у школьников подбирается индивидуально, в основном проводится с использованием:
- лечебной физкультуры;
- физиотерапии;
- массажа.
При начальной степени нарушения осанки ребенку достаточно будет заниматься лечебной физкультурой дома или в зале ЛФК при поликлинике под наблюдением врача. При этом от школьных уроков физкультуры не требуется освобождения.
Если нарушение осанки у ребенка вызвано сколиозом 2 степени, будет рекомендована специальная группа по физкультуре и подобраны индивидуальные лечебные упражнения.
Хороший эффект дает ношение специальных фиксирующих бандажей для спины или корсетов из пластика, изготовленных строго с учетом анатомических особенностей конкретного ребенка.
Осознанное поддержание правильной осанки тоже вносит свою лепту. При этом ребенку желательно помочь повысить свою самооценку, чтобы у него был стимул ходить с расправленными плечами и не иметь внутренних каких-то комплексов. Возможно, для этого ребенку понадобиться консультация психолога.
При нарушении осанки также рекомендуется плавание – при этом позвоночник хорошо отдыхает. Подойдут упражнения возле Шведской стенки на растягивание мышц и самого позвоночного столба. По согласованию с лечащим врачом, можно использовать занятия пилатесом и йогой (для стабилизации внутренних мышц и всего корпуса).
Учитывая, что нарушение осанки довольно актуальная проблема, существуют специальные школы для таких деток, где занятия проводятся лежа, что позволяет полностью разгружать позвоночник.
Можно отправить ребенка в специализированный санаторий – оздоровление там длится несколько месяцев с обучением по школьной программе.
Профилактика нарушения осанки у школьников
Конечно же, лучше предотвратить проблему, чем ее лечить.
В школе:
На переменках лучше побегать, размяться, повисеть на школьной шведской стенке, подышать свежим воздухом.
Чтобы формировалась правильная осанка школьника, необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Нельзя «писать носом». При сидении за школьной партой не следует близко опираться грудью на ее край. Наоборот, необходимо стараться держать спину вертикально возле спинки стула;
- Парта должна быть расположена на уровне нижней части груди школьника. Если она будет слишком высокой, пишущая рука будет постоянно подниматься вверх, формируя поднятие вверх правого плечевого пояса;
- Стул следует подбирать по высоте так, чтобы он соответствовал размеру голени (вместе с обувью);
- Сиденье по ширине должно занимать в среднем 2/3 длины бедра школьника;
- Между спинкой и столом парты должно быть расстояние равное размеру грудной клетки школьника в передне-заднем направлении с добавлением к нему 5 см;
- При письме ребенок должен занимать правильную позу: ноги под прямым углом, затылок приподнят, подбородок опущен, плечевой пояс расположен на одном уровне.
В домашних условиях возможностей побольше:
- Необходимо почаще менять положение тела (рук, ног, головы), делать повороты, наклоны. Лучше это делать каждые 15 минут.
- каждые 30-40 минут необходимо подниматься на 2-3 минуты, делая небольшую разминку.
- Подобрать удобный жесткий рабочий стул. Спинка стула должна упираться в места изгибов на позвоночнике; ноги стоять на полу; хорошо если стул будет крутиться в стороны – сразу и упражняться можно. По длине голени необходимо выставлять высоту стула (или кресла). Так высота сиденья будет на уровне согнутых коленей, а ноги упрутся в пол.
- За столом сидеть ровно, не наклоняясь вперед.
- Равномерно распределять вес на ягодицы, разгружая позвоночник,
- Чаще изменять положение ног, уменьшая тем самым нагрузку на позвоночник.
- Кровать должна быть жесткой. Подушка не больших размеров, не нарушающая изгиб позвоночника.